Мост Королевы Луизы

KÖNIGIN LUISE BRÜCKE 18 октября 2007 года будет отмечаться 100-летний юбилей моста Королевы Луизы.

Мост Королевы Луизы являлся одним из символов города Тильзита (прежнее название г. Советска Калининградской области, порт на левом берегу р. Неман.) На момент открытия это было уникальное инженерное и архитектурное сооружение, имевшее большое геополитическое и хозяйственное значение, как для города, так и для всего Мемельского края. Была создана транспортная развязка, давшая новый импульс торговле, транспорту и судоходству в акватории реки Мемель (Неман). На торжественном открытии моста - 18 октября 1907 года - присутствовали принц Фридрих Вильгельм Прусский с супругой, представители властей и многочисленные гости. В честь этого события в Тильзите отчеканили памятные медали.

Главным украшением южного портала моста был бронзовый рельеф королевы Луизы, увенчанный короной и обрамленный двумя фигурами купидонов с цветочными венками в руках. Под ним простыми черными буквами было написано: KÖNIGIN LUISE BRÜCKE. Средняя часть моста состояла из трёх ажурных железных арок. На противоположном берегу был еще один портал, в центре его красовался герб Восточной Пруссии.

После поражения Германии в Первой Мировой войне по Версальскому договору Тильзит стал пограничным городом. И, как следствие, на мосту были сооружены контрольно-пропускной пункт и таможня. Тильзит переживал тяжелые времена. Однако в 1939 году проход по мосту стал беспрепятственным: Мемельский край опять вошел в состав Восточной Пруссии.

22 октября 1944 года мост был взорван инженерными войсками вермахта. Уцелел южный портал моста Королевы Луизы - своеобразная визитная карточка моста, его «лицо». Однако после войны барельеф Луизы исчез, а на его место водрузили герб СССР. Была изменена дата на портале: 1907 - год открытия - был переправлен на 1947 - дату, когда мост восстановили после взрыва. Сам мост поначалу был деревянным, но с 1965 года - железобетонный. В жизни моста начался советский период. Но он по-прежнему оставался символом города!

К 90-м годам прошлого века портал моста окончательно потерял свой былой «лоск». В июле 1990 года на совещании в горисполкоме впервые заговорили о необходимости реставрации арки. В 1993 году ИЧП «Странник» приглашает специалистов из Клайпеды для конструктивного обследования южного портала моста. Производятся необходимые измерения, изготавливаются недостающие вазы и буквы. 6 марта 1995 года снимают герб СССР, но на этом всё и заканчивается. К счастью, в 2002 - 2003 годах фирма «Экорем» (г. Санкт-Петербург) осуществила реставрацию портала: были восстановлены все утраченные детали, отремонтированы машинные домики, появилась новая ограда и восстановлена ночная подсветка.

По материалам сайта Музеи России

Мосты Петербурга нуждаются в реконструкции
Два моста
Металлическое ограждение на мосту у Рижского вокзала отреставрируют
В Петербурге пройдет архитектурный конкурс «Мосты Петербурга: новый взгляд»